• Статья Софьи Вигдорчик. Эго-функция

  • «Это про меня или не про меня?»
    Давайте поговорим о том, что такое эго-функция. Это способность человека сознательно отождествить себя или, наоборот, исключить себя из происходящего (отстраниться). Эго-функция вмешивается в процесс творческого приспособления. А именно, позволяет человеку сделать осознанный выбор: если холодно – пойти закрыть окно /накинуть плед или сидеть мерзнуть. У новорожденного эго-функция отсутствует. Она постепенно формируется при поддержке среды, в частности, ухаживающих взрослых. Задача родителя – обозначить ребенку происходящее с ним, называя эмоцию, которую он переживает: похоже, ты устал, ты расстроен, ты сердишься. Таким образом, ребенок при помощи взрослого узнает себя и может сделать выбор: отождествить себя с чем-то, либо отстраниться от того, что происходит.


    Простой пример. Ребенок на детской площадке довольно долго пытается попасть мячом в корзину. В какой-то момент он устает и попаданий становится все меньше и меньше. Ребенок начинает капризничать. И в этот момент взрослый может помочь ребенку заметить усталость и выйти из процесса игры. Заботящийся взрослый может подойти к ребенку и сказать: «Похоже, что ты устал. Хочешь сделать перерыв? Мы можем вернуться сюда завтра». В более старшем возрасте ребенок легче отслеживает свою усталость и способен отстраниться от процесса игры самостоятельно.


    Простройка эго-функции занимает достаточно большой период времени. По-хорошему, к подростковому возрасту основа этого механизма должна быть заложена. В этот период идет формирование идентичности, и эго-функция помогает примерять на себя роли и ситуации, а потом определяться с выбором.


    Если эго-функция не получает достаточно подкрепления, то тогда первую скрипку играет творческое приспособление. Оно может приобретать как привлекательные, так и отталкивающие формы. Например, мама, которая удерживает дочь в слиянии, может транслировать ей следующие послания: «Мы же с тобой подружки!», «У нас нет тайн друг от друга», «Мы хотим одного и того же». Эго-функция ребенка при этом лишена поддержки — его выборы отрицаются. Ребенок творчески приспосабливается к пространству, где нельзя показывать свою инаковость от матери и ее желаний. Он терпит. Вместо постепенного понимания того, что нужно именно ему, он получает от родителей инструкцию «Что положено делать вообще». Эти дети формально рано взрослеют. У них много ответственности за всех вокруг. В дальнейшем они с трудом простраивают отдельную от родителей жизнь. Подобный стиль жизни – достаточно часто встречающийся феномен на территории бывшего СССР. Поколения взрослых 1950-1970-х годов выросли в условиях, когда инструкция «Как надо» заменила возможность собственного выбора – «То, как хочу я». Где нет возможности пробовать, ошибаться, примерять на себя, отвергать или принимать – туда на смену приходят мертвые шаблоны.

    Они могут выражаться в виде как социально приемлемых форм поведения, так и теневых образов (социально отрицаемых). Например, социально положительный образ ответственной работницы и правильной матери, у которой дети обеспечены всем необходимым. Она тянет все сама, в том числе и мужа-алкоголика (теневой образ). Жизнью не удовлетворена, много жалуется на неблагодарных окружающих. В современном варианте это очень общительный человек, который живет в удовольствие, путешествует по всему миру и моментально разрывает отношения при возникновении малейшего напряжения и трудностей. «Терпеть глупо, надо искать веселье и радость». Не доволен и удивлен тем, что не получается создать долгосрочные отношения. Оба примера описывают недостаточно сформированную эго-функцию, когда в ответ на ситуацию человек реагирует комплементарно, «как сейчас принято», а не делает личный сознательный спонтанный выбор.


    В контакте эго-функция работает в обе стороны. Есть некая взаимозависимость, которая проявляется в том, что мои реакции на другого могут помогать или мешать работе его эго-функции – и наоборот. Окружающая среда и люди являются при этом более или менее питательным или дефицитарным фоном друг для друга. Иными словами, мы не просто фигуры в вакууме. Мы, наши реакции и наши выборы оказывают влияние на людей с их реакциями и выборами, равно как и окружающая среда. Каждый влияет на каждого.


    В паре родитель-ребенок нельзя развить эго-функцию, если родитель со средой будет изымать себя из контакта с ребенком. Ребенок тренирует свою способность к дифференциации, опираясь на поддержку родителя и среды.
    Терапевтическая работа с клиентом с дефицитом эго-функции заключается в том, что клиент прокачивает навык дифференциации, опираясь на развитую эго-функцию терапевта.


    Используемые источники: книга Маргериты Спаниоло Лобб “Now for Next».

%d такие блоггеры, как: